Спорт и физкультура в детском саду
Особенности организации системы физического воспитания северных дошкольников в семье
1. Физическая культура - уровень развития как общества в целом, так и человека в отдельности с точки зрения активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства. Физкультурная деятельность есть форма активного отношения человека к окружающему миру и к самому себе с целью достижения им физического совершенства.
Теория физической культуры представляет собой высшую форму научного знания в области физической культуры, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях активного, целенаправленного формирования общественным индивидом своего физического совершенства.
Физическое развитие - комплекс изменений в организме человека, характеризующихся необходимостью, закономерностью и определенной направленностью (прогрессивной или регрессивной).
Физическое воспитание - это воздействие окружающей, прежде всего социальной, среды на человека с целью изменения уровня его телесной организации. Оно может быть стихийным и целенаправленным;
Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.
Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.
В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю. П. Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
Физическое здоровье - это энергетический потенциал организма, который реализуется в виде способности к совершению работы при выполнении произвольно выбранной нагрузки в сравнении со средним для данного пола и возраста уровнем. Физическое здоровье является результатом регулярной физической активности, здорового питания и достаточного отдыха. Наряду с психическим здоровьем составляет общее здоровье человека. Все находиться в тесной взаимосвязи друг с другом. Человек может быть в оптимальной физической форме, но при этом страдать психическим расстройством и находиться в подавленном состоянии под воздействием стресса.
Физическое здоровье состоит из:
1. Здорового питания. Чтобы все части тела работали как одна слаженная система, организм должен получать достаточное количество энергии и все необходимые питательные вещества. Это достигается за счет сбалансированного здорового питания.
2. Регулярные физические упражнения. Каждый день важно нагружать свое тело. Только тогда, ваши мышцы всегда будут в тонусе. Без движения невозможно быть здоровым.
3. Повышение иммунитета. Иммунитет - ваш главный союзник, защитник и друг. Используйте его возможности на все 100%. Укрепляйте свою естественную защиту, всеми возможными способами.
4. Личная гигиена. Каждый день миллионы вирусов, бактерий и грибов стараются попасть в ваш организм и сделать из него свой дом. Они разрушают клетки тела и в процессе жизнедеятельности выделяют токсины. Гигиена организма является тем обязательным условием, которое гарантирует вам сохранения хорошего здоровья.
Физическое здоровье является основной счастливой и полноценной жизни.
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока еще не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 70 % именно от образа жизни, на 18 % -от генетической предрасположенности, и лишь на 12 % -от здравоохранения.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.
Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
2. Значение семьи в физическом воспитании ребенка
Роль семьи в физическом воспитании ребенка неоценима. Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток.
Лучшее время для физических упражнений с детьми - дневное, через 1-2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна.
После обеда необходим покой, ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 часов. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах - желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие с одним из родителей (около 20 мин.).
Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее чем за 1-2 часа до укладывания ребенка в постель. Однако в вечернее время работоспособность ребенка намного ниже.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе - чаще она предоставляется в выходные дни.
Сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены.
А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков.
Родителям после предварительного обучения предлагается измерить и записать в дневник основные параметры физического развития детей и свои: рост, вес, обхват груди. После занятий необходимо сличить их с имеющимися стандартами и скорректировать подготовку ребенка и свою.
Совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.
Чтобы заинтересовать детей и привлечь их. К занятиям утренней гимнастикой, рекомендуется делать упражнения вместе с ними. Коллективные упражнения (всей семьей) проходят всегда интересно, весело, с задором и, безусловно, приносят пользу и взрослым.
Если в семье несколько детей, то хорошо организовать с ними коллективные занятия физической культурой. Поэтому родителям приходится быть и организаторами, и участниками занятий.
Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, - изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.
Хочется надеяться, что у родителей проснется интерес к гармоничному развитию личности ребенка, с тем, чтобы они сами активно занимались с ним физкультурой и таким образом способствовали укреплению взаимоотношений в семье, воспитанию любви и уважения детей к родителям. Совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Занятия спортом приобщают детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух как детей, так и родителей.
Инвентарь и место для занятий
Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим следует отдавать предпочтение занятиям на свежем воздухе, в том числе и зимой, когда при выполнении упражнений усиливается снабжение крови кислородом и можно вдыхать чистый воздух. Только дождь и ветер могут быть помехой для занятий на улице. Помещение, где вы занимаетесь с ребенком, всегда следует хорошо проветривать, обязательно открывайте форточку или окно. Достаточно места должно отводиться для выполнения акробатических упражнений и проведения игр.
Следите за тем, чтобы дети не бегали и не прыгали на мостовой и бетоне: свод стопы у дошкольников только формируется и поэтому требует эластичной подкладки. Для занятия бегом хорошо подходят тропинки в парке или поле.
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы различной величины, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе и чем меньше избалуете его комфортом, который порождает лишь бездеятельность и лень, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Обязательно приобретите для ребенка короткую скакалку, большой и маленький мяч, гимнастический обруч (лучше пластмассовый), гимнастическую палку. Палку (длина 90-100 см, диаметр 2,5-3 см) можно изготовить самим. Для занятий утренней гимнастикой нужен также небольшой коврик (60 X 150 см), так как некоторые упражнения выполняются сидя или лежа на полу.
Одежда также имеет значение для физического воспитания. Летом рекомендуется надевать трусы, майку; зимой - спортивный костюм с начесом, шапочку, варежки, на ноги простые и шерстяные носки, кеды. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше - заниматься босиком.
Одежда для занятий физкультурой не должна затруднять движений и обеспечивать как можно больший доступ воздуха к кожному покрову тела.
Таким образом, очень важно не только приобщить ребенка к спорту, но организовать эти занятия: соблюсти режим дня, обеспечить безопасность занятий (лучше их проводить с тренером), правильную одежду, упражнения, которые подойдут физическому развитию вашего ребенка и т.д.
3. Специфика использования средств и форм физической культуры в условиях Крайнего Северо-Востока
Средствами физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, закаливание и спорт. Дозирование физических нагрузок у детей в процессе занятий Ф. к. - одна из самых трудных задач. Ориентировка при этом только на возраст детей недостаточна, т.к. дети в одном календарном возрасте могут отличаться не только по соматическим типам телосложения, но и по уровню биологического развития.
Спецификой использования средств и форм физического воспитания в практике семейного воспитания в условиях Крайнего Северо-Востока являются движения в водной среде. Очень хорошо совместно посещать бассейн. При этом очень важно, чтобы ребенок не боялся воды, хотел в ней играть, чтобы видел рядом с собой в воде сверстников, родителей, воспитателей. В этих условиях у него быстро появятся навыки плавания. Основным средством физического воспитания детей является игра, с помощью которой они приобщаются к окружающей жизни, овладевают полезными навыками, преодолевают возникающие трудности.
Особо следует обратить внимание на эмоциональную сторону занятий по физическому воспитанию детей. Родители должны создавать оптимистическое настроение. В решении этих непростых проблем помогают светлые, просторные и чистые помещения либо спортивные площадки и бассейны, в которых должен быть подобран красочный и интересный детям интерьер. На занятиях по физическому воспитанию рекомендуется создавать музыкальный фон со знакомыми детям ритмами.
Походы на лыжах, катание на коньках, посещение с детьми «Снегорки», Снежной долины, участие в лыжных состязаниях, «Лыжне Вяльбе» и так далее. Пешие походы, выезды к морю.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.
Укрепление здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях - первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого снизить заболеваемость воспитанников.
Закаливание является одним из важных элементов здорового образа жизни. Нет альтернативы закаливанию по эффективности профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры - при обтирании обливании и купании. Особенно эффективно плавание, так как сочетает в себе воздействие на организм ребенка воды и воздуха и сопровождается движением.
Плавание содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, повышает интенсивность обмена веществ в организме, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. А также укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность.
Плавание является прекрасным средством повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется ее сильное закаливающее воздействие.
Среди многих массовых видов спорта, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны - физических упражнений, с другой - уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Плавание - это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Плавание оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему ребенка (ЦНС). ЦНС интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое.
Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.
Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.
Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так, при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста.
Итак, плавание играет благоприятную роль в закаливании детского организма. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны - физических упражнений, с другой - уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика. Во время занятий плаванием очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Беседа с родителями «Задачи, средства, формы работы по физическому воспитанию в семье»
Характерная черта нашего общества - забота о здо¬ровье и всестороннем развитии детей. Для успешной реализации программы детского сада, направленной на формирование у детей разносторонних знаний и положительных черт характера, необходимо прежде всего всемерно укреплять их здоровье, совер¬шенствовать физическое развитие. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффектив¬ного обучения в дальнейшем.
- Скажите, пожалуйста, знаете ли Вы задачи физического воспитания в семье?
Конечно, прежде всего это охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма; достижения полноценного физического развития; воспитания нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности; создание условий для целесообразной двигательной активности детей; формирование жизненно необходимых видов действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания, ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; формирования широкого круга игровых действий, развитие двигательных качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств, умение сохранять равновесие, содействие формированию правильной осанки и предупреждения плоскостопия, воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
В детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив ребенка постоянно заботиться о своем здоровье, привив ему полезную привычку регулярно вы-полнять физические упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающее из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в буду¬щем он останется верен воспитанной в детстве потребности к движениям. Упущенное в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в более зрелом возрасте.
- Какие формы работы по физическому воспитанию в семье Вы считаете приемлемыми?
Верно. Я расскажу, как задачи физического воспитания решаются в дошкольных учреждениях. Существуют следующие формы данной работы: физкультурные занятия (групповые, подгруппами и индивидуальные), утренняя гимнасти¬ка (зарядка), закаливающие процедуры в сочетании с физически¬ми упражнениями, физкультминутки, подвижные игры, прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей, физкультурные досуги и праздники.
У каждой из этих форм работы есть свое назначение и свои особенности в содержании и методике, каждой отведено опре¬деленное место в режиме дня.
Все формы работы по физическому воспитанию взаимосвя¬заны. Например, физические упражнения, которым обучают де¬тей на физкультурных занятиях, используются в утренней гим¬настике, физкультминутках, подвижных играх и других формах работы; подвижные игры, разученные на прогулке, включаются в физкультурные занятия.
Формы физического воспитания связаны с разными разделами педагогической работы в детском саду. Так, на физкультурных занятиях используются музыка, элементы танцев, плясок, а также закрепляются знания, которые дети получают в других видах деятельности (развитие речи, математика, рисование, ознакомле¬ние с природой и др.). Целесообразное соотношение различных форм работы в дошкольных учреждениях и в семье, правильная организация и методика проведения их обеспечивают полноцен¬ное решение всех задач физического воспитания.
- Как на ваш взгляд, нужно проводить оздоровительную работу в семье?
Оздоровительная работа с детьми может быть успешной при условии правильной организации режима дня ребенка. Педагогам совместно с родителями важно определить режим, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Не менее важны занятия физкультурой, которые усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, плавание, подвижные и спортивные игры, закаливающие процедуры - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм.
Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.
- Какие средства и содержание физического воспитания дошкольников в семье Вам известны?
В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).
Для осуществления физического воспитания дошкольников рекомендуется применять следующие виды физических упражнений:
- гимнастику, включающую строевые и обще-развивающие упражнения, основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие), танцевальные и выразительные движения;
- подвижные игры - сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.);
- спортивные упражнения (велосипед, плавание, лыжи и др.);
- простейший туризм - длительные пешие прогулки.
Психогигиенические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания сна, гигиена одежды, обуви, оборудования, помещения и площадки повышают эффективность воздействия физических упражнений и обеспечивают психофизиологический комфорт ребенка. Используются в качестве дополнительного средства физического воспитания.
Естественные силы природы (эколого-природные факторы): солнце воздух, вода усиливают положительное влияние упражнений на организм, повышают его работоспособность, используются для закаливания. Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе. В воспитании дошкольников солнце, воздух и вода - основные факторы в борьбе с простудными заболеваниями.
Правильному физическому воспитанию ребенка в семье спо¬собствуют знания родителей об особенностях использования про¬филактических и коррекционных физических упражнений, под¬вижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.
В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, закаливанием, «моржеванием» и другими видами оздоровительной физкультуры.
Таким образом, мы можем утверждать, что правильно организованное физическое воспитание в семье имеет важнейшее значение и крайне необходимо для развития ребенка.
Для того, чтобы более детально определить знания родителей о задачах, средствах, формах работы по физическому воспитанию в семье была предложена анкета для родителей, которая включала следующие вопросы (представлены ниже). Как вариант ответа мы предложили использовать следующую шкалу: «регулярно», «да» - 3 балла, «время от времени», «в какой-то мере» - 2 балла, «практически нет», «нет» - 1 балл.
1. Выполняет ли ваш ребенок утреннюю гимнастику дома?
2. Проводите ли вы дома закаливающие процедуры со своим ребенком?
3. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
4. Имеется ли у вас дома уголок для занятий спортом?
5. Как часто и длительно гуляет ваш ребенок?
6. Посещаете ли вы (и как часто) бассейн с вашим ребенком?
7. Посещаете ли вы с ребенком каток (и как часто)?
8. Катаетесь ли вы семьей (и как часто) на лыжах?
9. Играете ли вы в подвижные, спортивные игры с ребенком, выезжая за город?
10. Умеет ли ваш ребенок кататься на велосипеде?
11. Умеет ли ваш ребенок кататься на роликовых коньках?
12. Проветриваете ли вы комнату ребенка перед сном?
13. Считаете ли вы закаленным, мало подверженным вирусным инфекциям своего ребенка?
14. Считаете ли вы необходимым проводить работу по физическому воспитанию с ребенком в семье?
Так как родители Дарьи проявили неосведомленность о физкультурно-оздоровительных формах работы в семье, мы сочли нужным провести индивидуальную беседу.
Беседа индивидуальная с родителями Дарьи (о необходимости выполнения девочкой специальных физических упражнений для предупреждения отклонений в осанке)
«Различные нарушения осанки у до¬школьников встречаются, к сожалению, не так редко. Для того чтобы знать, как с ними бороться, необходимо ясно представлять себе, что такое правильная осанка.
- Как определить существует ли нарушения осанки у ребенка?
- Вы правда считаете, что это может сделать лишь специалист?
При правильной осанке голо¬ва и туловище держатся прямо, плечи несколько отведены назад (благодаря чему грудная клетка выступает впе¬ред), живот подобран, в поясничной ча¬сти имеется небольшой изгиб вперед, ноги выпрямлены.
Неправы те, кто считает, что краси¬вую фигуру человек получает от рож¬дения, как «дар природы» и навечно. Если ребенок и родился с нормальным телосложением, то обычно его внеш¬ний облик в дальнейшем зависит от ус¬ловий жизни с самого раннего детства.
- Как Вы считаете, можно ли в условиях семьи вести работу по исправлению осанки у ребенка?
Своевременная забота о физическом воспитании гарантирует правильное развитие организма, стройную осанку, хорошую координацию движений.
Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно суживается, делается плоской, углы ло¬паток отходят от позвоночника и начи¬нают торчать, как крылья, спина гор¬бится, живот выпячивается вперед. Когда не принимаются меры для ис¬правления осанки, начинает искрив¬ляться позвоночник, возникает боко¬вой изгиб его (сколиоз) или значитель¬ная сутулость (круглая спина), что мо¬жет явиться одной из причин образо¬вания горба. Все это, конечно, сильно вредит здоровью, так как затрудняет работу сердца и легких, дыхание стано¬вится поверхностным, неглубоким, уменьшается подвижность грудной клетки, понижается жизненная емкость легких, ребенок слабеет, ухудшается его самочувствие.
- От чего зависит нарушение осанки?
Верно, осанка во многом зависит от поло¬жения позвоночника и таза. Это связа¬но главным образом с натяжением мышц и связок, окружающих позво¬ночный столб и таз Позвоночник слу¬жит основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз же является как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сги¬бателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо Большое влияние на осанку оказывает привычное положе¬ние плечевого пояса, рук и ног, также зависящее от степени развития и тону¬са (напряжения) их мускулатуры.
Исключительно важно тщательно следить за правильным положением тела ребенка, и не только когда он си¬дит, ходит, спит (правильно ли лежит в постели, не ограничены ли его движе¬ния узкой одеждой), но и во время игр и различных занятий. Заметив даже незначительные отклонения, своевремен¬но посоветуйтесь с врачом.
- Давайте попробуем определить причины нарушения осанки?
Причин неправильной осанки много. Это могут быть: привычка стоять с опо¬рой на одну и ту же ногу (таз прини¬мает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону); неправиль¬ная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спи¬ной и ногами) и т. п С этим надо по¬стоянно, терпеливо бороться Не забы-вайте об особенностях костно-мышечной системы детей дошкольного возра¬ста. Скелет в этот период еще далеко не закончил своего развития. В нем много хрящевой ткани. Этим, как мы уже говорили, обусловлен дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей. Поэто¬му так легко возникают нарушения осанки при неправильном положении тела, одностороннем отягощении (на¬пример, ношении предметов в одной и той же руке) и т. п. Особенно опасно это тем, кто мало двигается, так как мышцы, удерживающие тело в прямом положении, не получают у них нужного развития
Обязательно учите детей сидеть правильно за столом. Высота стола и стула должна соответствовать их росту. Если ребенок сидит на неподходящей мебели, например долго рисует за вы¬соким для его роста столом, он подни¬мает плечи, чтобы положить локти на стол. Устав от неудобной позы, опу¬скает одну руку, позвоночник при этом принимает неправильное, изогнутое, положение. Если же стол низок, то ре¬бенок вынужден нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи; это мо¬жет вызвать сутулость. Если приходится пользоваться общим столом, то поло¬жите на стул плоскую волосяную поду-шечку или 1-2 специально выстроган¬ные доски с таким расчетом, чтобы разница между высотой стола и си¬денья стула была не менее 22 и не более 27 см, под ноги поставьте скамееч¬ку - широкую, устойчивую; стул при¬двиньте к столу так, чтобы он заходил на 2-3 см за передний его край. Локти должны лежать на столе.
- Попробуем перечислить средства профилактики и лечения нарушений осанки?
Все верно. Я рада, что Вы правильно поняли суть сегодняшней беседы. В заключении хочу заметить, что важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями.
Рекомендую комплекс упражнений для детей 6 лет
1. «Ходьба». И. п.- стоя на четве¬реньках. Прогнуть спину, поднять голо¬ву и передвигаться вперед мелкими переступаниями рук и ног. Выполнять 30-40 секунд.
2. «Велосипедист». И. п.- лежа на спине. Подняв прямые ноги, попере¬менно сгибать и разгибать их, подра¬жая движениям ног велосипедиста Вы¬полнять 40-50 секунд.
3. «Лодочка». И. п.- лежа на груди. Прогнуться в спине, отводя голову и прямые руки назад. Ноги вытянуть и не отрывать их от пола. Повторить 4- 6 раз.
4. «Кошка». И. п.- стоя на четве¬реньках. Сильно согнуть, затем про¬гнуть спину, подражая движениям кош¬ки, когда она делает «горбик» и потяги¬вается после сна. Повторить 4-6 раз.
5. «Рыбка». И. п.- лежа на груди. Прогнуться в спине, вытянув прямые руки и ноги вверх. Повторить 8-10 раз.
6. Поднимание ног вверх. И. п.- лежа на спине. Поднять выпрямленные ноги вверх до прямого угла, оттянув носки. Повторить 10-12 раз
7. «Качалка». И. п.- лежа на груди, держа сзади в руках обруч Сильно прогнуться в спине и, отведя руки с об¬ручем назад, зацепить его носками поднятых ног Избегать чрезмерного прогибания в пояснице. Повторить 4- 6 раз.
8. «Скольжение». И п.- стоя на четвереньках. Скользящим движением ладоней вытянутых вперед рук опу¬ститься грудью к полу, прогибая спину; затем, подтянув руки и туловище назад, вернуться в прежнее положение. Повторить 4-6 раз.
9. Прогибание спины. И. п.- лежа на груди, держа в руках обруч. Проги¬баться в спине, поднимая голову и от¬водя обруч за лопатки. Повторить 6- 8 раз.
10. Ползание. И. п.- стоя на четве¬реньках Ползти вперед, поочередно передвигая скользящими движениями руки и ноги, приближая грудь к полу. Выполнять 30-40 секунд.